• Написать письмо
  • Карта сайта
  • Домой
Журнал Меркурий
Учебно-деловой центр
ВЦ "ВЯТКА-ЭКСПО"
Деловой центр
Культурное наследие Вятки;
Оценка имущества;
Правительство
ТПП РФ
Центр международной торговли
ЦВК ЭКСПОЦЕНТР

Аналитическая записка ТПП РФ о состоянии и проблемах законотворчества

Снижение административных барьеров продолжается

17 февраля Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 304318-5 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Законопроект направлен на снижение административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности и предусматривает согласование проведения выездных внеплановых проверок органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с органами прокуратуры в отношении всех хозяйствующих субъектов без исключения, а не только в отношении малых и средних предприятий, как это предусмотрено сейчас.

Вместе с тем, остается нерешенной такая проблема, как истребование разными органами контроля (надзора) у предпринимателя одних и тех же документов, которые либо уже были предоставлены им в государственные органы (например, при регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, внесении изменений в различные реестры и т.д.), либо которые могут быть получены у других органов государственной власти и управления. На практике такие случаи не единичны и влекут для бизнеса дополнительные финансовые издержки, в частности, на изготовление ксерокопий документов и их нотариальное удостоверение, порождает бюрократическую волокиту, особенно в отдаленных районах.

В связи с этим для доработки законопроекта ко второму чтению ТПП России подготовлены предложения, направленные на дальнейшее ограничение избыточного административного вмешательства государственных и муниципальных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. В частности, предлагается установить прямой запрет органам контроля (надзора) требовать у предпринимателя указанные документы, если они были уже представлены или могут быть получены у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, кредитных и иных финансовых организаций.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении планируется в марте-апреле 2010 года.


Президент РФ Д.А.Медведев утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию финансового рынка

Правительству Российской Федерации поручено в целях совершенствования нормативных актов, регулирующих отношения на финансовом рынке, в первоочередном порядке:
- до 1 мая 2010 года разработать и реализовать комплекс дополнительных мер по созданию благоприятных условий для осуществления финансовыми организациями деятельности в Российской Федерации в рамках работы по созданию международного финансового центра;
- в срок до 1 апреля 2010 года завершить согласование проектов федеральных законов «О клиринге и клиринговой деятельности», «О центральном депозитарии» и «О биржах и организованных торгах».
- до 31 марта 2010 года внести в Государственную Думу проект федерального закона «О национальной платёжной системе»;
- до 1 июня 2010 года принять решения, направленные на унификацию системы оплаты труда в банках и компаниях с государственным участием с учётом рекомендаций Совета по финансовой стабильности и международного опыта;
- в срок до 1 июня 2010 года подготовить предложения, направленные на: повышение уровня раскрытия информации заёмщиками при предоставлении в кредитные организации сведений о своем финансовом положении; увеличение эффективности процедур реализации заложенного имущества, в том числе во внесудебном порядке и др.

Также в срок до 1 мая 2010 года Администрации Президента РФ совместно с заинтересованными федеральными органами власти и представителями средств массовой информации, высказавшими предложения по проекту федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», поручено организовать обсуждение и согласование законопроекта.

ТПП России планирует сопровождать указанные проекты федеральных законов.

Инкотермс станут ближе к народу

Международная торговая палата начала работу над новой редакцией Международных правил толкования торговых терминов (Инкотермс) – типовых условий договоров международной купли-продажи (перевозки) товара, широко применяемых в международной торговле в качестве обычаев делового оборота.

По сравнению с действующей редакцией Инкотермс 2000 года, новая редакция обладает рядом существенных преимуществ, заключающихся в предоставлении большего удобства для предпринимателей, чья деятельность связана с куплей-продажей, в том числе с перевозкой, товаров. В частности, несомненным достоинством редакции Инкотермс 2010 года является наличие кратких разъяснений, предваряющих каждый термин и в доступной форме разъясняющих особенности каждого термина. Это является несомненным удобством для предпринимателей, не обладающих специфическими знаниями в области гражданского права, и потому должно существенно способствовать широкому использованию Инкотермс-2010 в торговом обороте.

Кроме того, достоинством Инкотермс-2010 по сравнению с предыдущей редакцией является расширение сферы их применения. Если предыдущие редакции Инкотермс традиционно использовались при заключении внешнеторговых сделок, то редакция 2010 года содержит более гибкие формулировки, касающиеся выполнения таможенных формальностей, и поэтому позволяет применять Инкотермс и во внутренней торговле.

В новой редакции термины DAF, DES и DDU заменены единым унифицированным термином DAP, охватывающим все те ситуации, в которых ранее использовались указанные термины.

Достоинством Инкотермс-2010 является и более рациональное распределение расходов на перевозку между сторонами в терминах группы C, что позволяет покупателю не оплачивать одни и те же услуги дважды.

Новая редакция Инкотермс учитывает объективные изменения в торговом обороте, связанные с научно-техническим прогрессом. В ней официально закрепляется, что электронные документы по своей юридической силе эквивалентны традиционным, выполненным на бумажных носителях, и могут использоваться, если стороны договорились об этом.

ТПП РФ в целом поддержала новую редакцию Инкотермс и направила в Международную торговую палату соответствующее заключение.

Проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара» прошел общественное обсуждение

11 февраля во Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России прошла научно-практическая конференция «Актуальные проблемы противопожарного страхования». В работе конференции, организованной МЧС России, приняли участие представители Государственной Думы, бизнес-сообщества, страховых компаний, общественных организаций (Всероссийский союз страховщиков, ТПП России и др).

Обсуждался проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара», дорабатываемый МЧС России перед официальным внесением в Правительство Российской Федерации весной 2010 года. Основной идеей законопроекта является комплексное решение проблем защиты физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, жизни и здоровья граждан от негативных последствий пожаров, а также финансовое обеспечение ответственности перед третьими лицами за причинение возможного вреда.

Принятие закона, по мнению его разработчиков, позволит повысить уровень противопожарной защиты всех объектов недвижимости. Прежде всего, за счет повышения ответственности собственника. Этому будет способствовать внедрение экономических инструментов: чем хуже противопожарное состояние объекта, тем больший страховой взнос придется платить его владельцу.

Мнение экспертного сообщества по проекту федерального закона неоднозначно. Представители МЧС России, Всероссийского союза страховщиков, «ОПОРА России», в целом поддерживают законопроект. Однако, по мнению ряда других экспертов, включая ТПП России, проект может быть поддержан только при условии существенной доработки.

Рабочая группа по законопроекту планирует в месячный срок доработать его и вынести на повторное обсуждение в формате конференции.

Подготовлены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения промышленной безопасности на период до 2015 года и дальнейшую перспективу

В ТПП РФ рассмотрен проект Указа Президента Российской Федерации «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения промышленной безопасности на период до 2015 года и дальнейшую перспективу» (далее – проект Основ), разработанный Минприроды России. Основные цели и задачи государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения промышленной безопасности, определенные проектом Основ поставлены весьма своевременно и заслуживают поддержки. Вместе с тем, ряд мероприятий плана по реализации проекта Основ представляется нецелесообразным и не отвечающим принципу сбалансированности государственной политики в сфере обеспечения промышленной безопасности и развития экономической деятельности.

В частности, вызывает вопросы пункт плана, касающийся проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части стимулирования модернизации основных фондов, модернизации и технического перевооружения опасных объектов)». Есть опасения, что данный проект в сочетании с проектом федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ» ограничится, вместо стимулирования, ужесточением ответственности за эксплуатацию технических устройств, отработавших нормативный срок.

Не может быть поддержан пункт 4 проекта плана мероприятий по реализации проекта Основ, предусматривающий принятие во П квартале 2010 года проекта федерального закона № 231802-4 «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта». Законопроект влечет многократный (более чем в 9 раз) рост расходов промышленных предприятий на страхование. При этом на выплаты третьим лицам предполагается направлять не более 5% сборов от страховых премий, которые страховые компании смогут взыскать с промышленных предприятий в порядке регресса.

Кроме того, проект не имеет достоверного финансово-экономического обоснования, оценивающего расходы предприятий на уплату страховых премий и проведение дополнительных экспертиз, а также потери бюджетов всех уровней, связанные со снижением прибыли предприятий и, соответственно, налога на прибыль. Следует отметить, что в настоящее время представителями бизнеса готовится альтернативный проект закона, предусматривающий внесение поправок в федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений», гарантирующих достойные компенсационные выплаты лицам, пострадавшим в результате аварий на опасных объектах, и повышающие заинтересованность предприятий в повышении уровня безопасности без отрицательного влияния на их текущее финансовое состояние.

При доработке Основ ТПП РФ полагает необходимым уточнить источники финансирования создания статистической базы состояния опасных производственных объектов и целесообразность проведения этой работы для оперативного управления промышленной безопасностью. Кроме того, обязательный технический аудит безопасности следует проводить в отношении опасных объектов высшей категории опасности, в отношении остальных аудит должен быть добровольным. Организация, осуществляющая технический аудит безопасности, должна нести ответственность за ущерб, причиненный в случае аварии на опасном производственном объекте, на котором она проводила аудит.

Финансовое обеспечение для туроператоров требует корректировки

Федеральным законом от 28 июня 2009 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», существенно увеличен минимальный размер финансового обеспечения для туроператоров, работающих в сфере выездного туризма (с 10 до 30 млн. рублей при годовом обороте от реализации туристского продукта до 100 млн. рублей). Благодаря этому резко ухудшились условия ведения предпринимательской деятельности для «малых» туроператоров, особенно в приграничных регионах, о чем свидетельствуют отклики с мест и материалы проведенного исследования рынка услуг туроператоров Калининградской области.

Для многих туроператоров минимальная сумма финансового обеспечения значительно превышает годовые объемы реализации ими турпутевок (например, 95% туроператоров Калининградской области имеют годовой оборот от реализации туристского продукта менее 5 млн. рублей). Таким образом, предусмотренные законом гарантии для них избыточны. Необходимо также учитывать отсутствие страховых случаев у большинства туроператоров за 2,5 года действия финансового обеспечения, то есть данное повышение лишь пополняет доходы страховых компаний.

На наш взгляд, требуется внесение изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», предусматривающих:
- изменение размера финансового обеспечения для малых туроператоров до 5 млн. рублей;
- введение более дифференцированной шкалы финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма: например, 5 млн. рублей, от 5 до 10 млн. рублей, от 10 до 20 млн. рублей, от 20 до 30 млн. рублей, от 30 до 60 млн. рублей, от 60 до 100 млн. рублей, свыше 100 млн. рублей, в зависимости от размера денежных средств, полученных ими от реализации туристского продукта на конец отчетного года;
- либо страхование каждого отдельного договора о реализации туристского продукта, что позволит учитывать объем реальной ответственности туроператора перед туристами;
- установление размера финансового обеспечения туроператора в сфере въездного туризма на уровне внутреннего туризма (500 тыс. рублей), поскольку иностранные туристы страхование ответственности оформляют в стране проживания и претензии, если они возникают, предъявляют к иностранному туроператору.

Для бизнеса может появиться новый вид налоговых проверок

16 февраля в Государственной Думе с участием представителей ТПП России состоялись слушания по обсуждению правительственного законопроекта № 305289-5 о трансфертном ценообразовании в налоговых целях, а 19 февраля проект был принят в первом чтении. Следует отметить, что работа по данному документу на стадии «нулевого чтения» шла более 5 лет с участием представителей ТПП России, РСПП и других объединений предпринимателей.

Законопроект разрабатывался в целях недопущения вывода налогооблагаемой базы из России в другие страны с более выгодными налоговыми режимами, и изначально его действие предполагалось распространить лишь на внешнеэкономические сделки.

Между тем, согласно проекту под контроль подпадают также сделки на сумму свыше 1 млрд. рублей, заключаемые между «взаимозависимыми лицами». При этом под указанными лицами, в частности, понимаются:
организации – в случае, если одна организация (совместно с ее взаимозависимыми лицами, указанными в настоящем пункте) непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 20 процентов;
физическое лицо (совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в настоящем пункте) и организация - в случае, если физическое лицо непосредственно и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 20 процентов;
основное общество (товарищество) и его дочерние общества;
организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
организации и (или) физические лица - в случае, если доля непосредственного участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов и др.;
При этом сделки также признаются контролируемыми, если:
предметом сделки является товар, признаваемый объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых и облагаемый по адвалорной налоговой ставке;
хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога;
хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если в рамках такой деятельности заключена соответствующая сделка).

По существу проектом вводится новый вид налогового контроля. Кроме того, Минфином России до сих пор не разработаны методики определения цен, не подготовлен квалифицированный кадровый состав налоговых служб, не внесен «сопутствующий» законопроект о консолидированном налогоплательщике и др.

Учитывая важность данного вопроса для бизнеса, 25 февраля было проведено заседание Экспертного совета при ТПП России по совершенствованию налогового законодательства, на котором с участием депутатов Госдумы, Минфина России, членских организаций системы ТПП и СМИ (отзывы размещены на сайте ТПП России) данный проект закона был детально рассмотрен. Было решено до 1 апреля подготовить и направить в ТПП России конкретные предложения по корректировке проекта закона ко второму чтению в части смягчения условий контроля для бизнеса.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении предполагается в мае-июне с.г.

Коротко

11 февраля в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 327338-5 «О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (депутаты Б.В. Грызлов, Ю.В. Васильев и др.), ограничивающий практику применения досудебного ареста подозреваемых в совершении налоговых и иных преступлений экономического характера. Проект направлен на ограничение практики применения содержания под стражей как меры пресечения в отношении лиц, не представляющих общественной опасности. Необходимость законодательного ограничения применения этой меры пресечения определяется сегодня, в первую очередь, неготовностью и нежеланием правоприменительных органов объективно и всесторонне оценивать целесообразность и обоснованность заключения под стражу в качестве меры пресечения.

15 февраля Президент РФ подписал Федеральный закон № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (о невозможности изменения в одностороннем порядке существенных условий кредитных договоров). Федеральным законом устанавливается запрет на включение в кредитный договор с заемщиком-гражданином положений, предоставляющих кредитной организации право изменять в одностороннем порядке процентные ставки по кредитам, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Кроме того, Федеральным законом устанавливаются порядок определения процентных ставок по кредитам (вкладам) и размер комиссионного вознаграждения, а именно процентные ставки по кредитам (вкладам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

16 февраля Президент РФ подписал Федеральный закон № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (в части уточнения сроков предоставления Внешэкономбанком кредитов). Федеральным законом вносятся изменения в часть 1 статьи 62 и статью 63 Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», касающиеся продления до 1 июня 2020 года срока предоставления Внешэкономбанком кредитов открытому акционерному обществу «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» за счёт средств Фонда национального благосостояния.

17 февраля Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 214194-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части уточнения документов, предоставляемых для получения разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию в случае капитального ремонта объекта капитального строительства. Так, предлагается установить, что в этом случае не требуется предоставлять градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

17 февраля представители ТПП РФ приняли участие в совещании у Министра экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной по вопросу привлечения квалифицированных иностранных специалистов и иностранных инвестиций. На совещании обсуждался проект поправок по указанным вопросам к законопроекту № 308942-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ» в отношении иностранных граждан, въезжающих в Россию на основании визы. Необходимость внесения поправок обусловлена тем, что изменения, предусмотренные принятым в первом чтении 26.02.2010 г. законопроектом № 308942-5 касались только иностранных граждан из стран СНГ (въезжающих в Россию в порядке, не требующем получения визы). Планируется, что поправки будут внесены Правительством Российской Федерации ко 2 чтению законопроекта.
21 февраля Президент РФ подписал Федеральный закон № 13–ФЗ «О признании утратившим силу пункта 2 статьи 1490 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Закон направлен на устранение противоречия между пунктом 2 статьи 1490 и пунктом 2 статьи 1232 части четвёртой ГК РФ, которыми по-разному определяется государственный орган, устанавливающий порядок регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на товарный знак. В соответствии с пунктом 2 статьи 1490 ГК РФ такой порядок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, а в соответствии с пунктом 2 статьи 1232 – Правительством РФ. В связи с этим Федеральным законом предусматривается признание утратившим силу положения пункта 2 статьи 1490 ГК РФ. Таким образом, определение порядка регистрации договоров о распоряжении исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации будет отнесено только к компетенции Правительства РФ.

24 февраля Президент РФ подписал Федеральный закон № 17–ФЗ «О внесении изменения в статью 1501 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Закон направлен на увеличение срока подачи ходатайства о восстановлении пропущенных сроков, связанных с проведением экспертизы на товарный знак (с двух до шести месяцев). Данное изменение обусловлено необходимостью приведения гражданского законодательства Российской Федерации в соответствие с правилами Сингапурского договора о законах по товарным знакам, ратифицированного Федеральным законом от 23 мая 2009 года № 98-ФЗ.

________________________________________________________

Департамент по законодательству ТПП России (т. 620-01-28, ф. 620-03-67, zakon@tpprf.ru)



Возврат к списку

 
Дизайн и программирование МЕДИА-сервис
© 1997-2019 Вятская торгово-промышленная палата