• Написать письмо
  • Карта сайта
  • Домой
Журнал Меркурий
Учебно-деловой центр
ВЦ "ВЯТКА-ЭКСПО"
Деловой центр
Оценка имущества;
Правительство
ТПП РФ
Центр международной торговли
ЦВК ЭКСПОЦЕНТР

Мир по принуждению?

В связи с увеличивающейся нагрузкой судов в последнее время все более активно обсуждается возможности альтернативного разрешения споров и, прежде всего, – медиации или посредничества.

Медиация – это возможность сторон прийти к взаимоприемлемому решению, основанному на консенсусе между ними. Медиация представляет собой форму участия нейтрального лица – медиатора (посредника) в процедуре разрешения спора. Роль медиатора заключается, прежде всего, в содействии сторонам, добровольно участвующим в процедуре медиации (посредничества), при выработке взаимоприемлемого и жизнеспособного решения. При успешном исходе медиации нет ни победителей, ни побежденных, так как выигрывают все стороны, вовлеченные в спор.

В связи с очевидными преимуществами досудебного порядка урегулирования споров, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур». В названном законопроекте предлагаются меры, направленные на более широкое внедрение примирительных процедур в практику разрешения споров сфере экономической деятельности.

Данный законопроект базируется на положениях действующей редакции АПК РФ, в котором на законодательном уровне закреплен институт посредничества (ст.135, 158 АПК РФ), уточняя и детализируя их. Однако при детальном прочтении законопроекта возникает множество вопросов, связанных как с точностью формулировки некоторых его норм, так и с возможностью применения их на практике.

Для начала следует отметить, что в законопроекте используются термины «посредничество», «посредник» как аналоги терминов «медиация», «медиатор». При этом уточняется, что посредниками могут выступать (абз.2 ч.2 ст.1383 АПК РФ) лица из «числа судей в отставке и работников аппарата арбитражного суда, имеющих юридическое образование, стаж работы в системе судов не менее 5 лет». Кроме того, согласно предлагаемому законопроекту (ч.4, 5 ст.1383 АПК РФ) суд имеет право назначить судебного посредника по своей инициативе.

Между тем, данное положение в корне противоречит смыслу и сути проведения медиации. Основная идея медиации состоит в том, что при её проведении сами стороны, вовлеченные в спор, добровольно участвуя в процедуре медиации, вырабатывают возможные варианты решения проблемы. Медиатор не принимает, не выносит и не навязывает им никаких готовых решений. Он лишь ведет и направляет процесс взаимодействия сторон, создает им условия для лучшего понимания как самих себя, так и друг друга. Ведь именно это и является одним из важнейших условий для выработки взаимоприемлемого, взаимовыгодного решения, которое будет выполнено не в силу закона и не по принуждению, а исключительно по собственному желанию сторон, участвующих в разрешении конфликта.

Однако структура норм, приведенная в законопроекте, однозначно дает понять, что посредничество (медиация) превращается из добровольной процедуры в обязательную. С одной стороны вполне можно понять смысл, вкладываемый законодателем, в данную норму: практика применения действующих норм о посредничестве показала свою неэффективность именно исходя из своего добровольного характера. Кроме того, суды, зачастую заваленные кипами исков, просто не справляются с таким потоком. Именно поэтому ВАС РФ предлагает снизить нагрузку на суды, а заодно и привить и укрепить на российской почве институт посредничества.

Бесспорно, дело это благое, однако, стоит ли овчинка выделки? Как показала практика, далеко не каждый спор можно разрешить в рамках медиации, так как применение того или иного способа разрешения конфликта, прежде всего, зависит от характера этого конфликта. Рассматривая сферу применения медиации (посредничества) стоит отметить, что данный метод урегулирования спора наиболее эффективен в случаях, когда:
• Необходимо выработать целостное разрешение проблемы, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь ее часть;
• Стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность (судебные процессы, как правило, проводятся в открытом заседании);
• Имеют место сложные случаи, которые не могут быть разрешены в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудовлетворительно) с помощью закона, предполагающего жесткие ответы типа «да/нет».

Из предлагаемого же законопроекта следует, что все споры, без квалификации их на разрешимые в рамках медиации и неразрешимые, будут обязательны для сторон процесса. Более того, законопроект предлагает оживить недействующие в настоящее время нормы ст.ст. 190, 200, 215 АПК РФ, предлагая закрепить правило об использовании примирительных процедур по отдельным категориям дел, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (например, по налоговым спорам) по инициативе арбитражного суда.

Но без внимания остается вопрос о том, как же на практике будет реализованы данные нововведения в АПК РФ? Не будут ли предлагаемые изменения приводить к обратным последствиям? Как известно, согласно ст.2 АПК РФ, задачами судопроизводства в арбитражных судах в том числе являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом.
Между тем, очевидно, что введение института посредничества как обязательной части арбитражного процесса, приведет к дополнительному увеличению сроков судебного разбирательства. А с учетом времени на обжалование определений арбитражных судов о проведении примирительных процедур, возможного оппортунистического поведения противоположной стороны по делу, незаинтересованной в скорейшем разрешении спора, возможность быстрой и эффективной защиты своих нарушенных прав тает прямо на глазах.

Таким образом, примирительные процедуры могут превратиться еще в один способ злоупотребления своими процессуальными правами, не приводя в итоге к конечной цели их введения – быстрому и мирному разрешению спора. Ведь даже несмотря на согласие обеих сторон на проведение такого рода процедур, не трудно предположить, что заинтересованный участник конфликта сможет затянуть его разрешение на достаточно долгий срок, просто отстаивая свою позицию и не идя на компромисс. Кроме того, законопроектом прямо предусматривается возможность продления срока проведения примирительных процедур (которая взята за 1 месяц) еще на 1 месяц (ч.3 ст.1381 АПК РФ).

Также не стоит забывать, что Торгово-промышленная палата РФ с участием Российского союза промышленников и предпринимателей разработала проект Федерального закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)», рассмотрение которого в ГД РФ в первом чтении перенесено на весеннюю сессию 2010 года. Таким образом, уже имеется законопроект, который достаточно четко и полно регулирует отношения между сторонами спора при проведении примирительных процедур. Предлагаемый же законопроект ВАС РФ является скорее полумерой, направленной на то, чтобы разрубить порочный круг и буквально заставить фирмы, организации и госорганы решать возникающие вопросы цивилизованным путем. Но тот ли это путь, по которому следует идти?

Ведь вопрос работоспособности данного законопроекта зависит, прежде всего, от самих сторон конфликта. И здесь вопрос применения медиации состоит в том, насколько сегодня стороны спора готовы развивать свои отношения не с позиции «кто сильнее, тот и прав», а с позиций деловой культуры и этики предпринимательских отношений.

Процедуры посредничества активно применяются во многих зарубежных странах и крупных городах России. Однако для того, чтобы их применение стало нормой, необходимо чтобы мировоззрение многих российских предпринимателей и чиновников поменялось. И как всегда в бизнесе, для того, что быть первым, начинать необходимо с себя.

Артем Бабинцев, консультант ООО Агентство «Вятюрсервис» ГК «ПроБизнесКонсалтинг»




Возврат к списку

 
Дизайн и программирование МЕДИА-сервис
© 1997-2019 Вятская торгово-промышленная палата