• Написать письмо
  • Карта сайта
  • Домой
Журнал Меркурий
Учебно-деловой центр
ВЦ "ВЯТКА-ЭКСПО"
Оценка имущества;
Совет по аудиту
Фонд Культурное наследие Вятки
Правительство
ТПП РФ
Центр международной торговли
ЦВК ЭКСПОЦЕНТР
Интернет-портал правовой информации
Аукционы лесных насаждений
Портала малого и среднего предпринимательства Кировской области
Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год
Налоговый кулькулятор по расчету налоговой нагрузки

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О НАДЗОРЕ?

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О НАДЗОРЕ?

В каких нормативно-правовых актах и нормативных документах можно уточнить требования пожарной безопасности?

 В целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р, МЧС России подготовило Приказ от 14.04.2017 № 171 "Об утверждении Перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Кроме того, основные требования пожарной безопасности отражены в следующих нормативных правовых актах и нормативных документах по пожарной безопасности:

- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

- Постановление Правительства Российской Федерации "О противопожарном режиме" от 25 апреля 2012 № 390 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации".

СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".

СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты".

СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".

СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".

- СП 5.13130.2009 – Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические.

- СП 6.13130.2013 – Системы противопожарной защиты. Электрооборудование.

- СП 7.13130.2013 – Отопление, вентиляция и кондиционирование.

- СП 8.13130.2009 – Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения.

- СП 9.13130.2009 – Техника пожарная. Огнетушители.

- СП 10.13130.2009 – Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод.

- СП 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения".

- СП 12.13130.2009 – Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

- СП 153.13130.2013 "Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности".

- СП 154.13130.2013 "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности".

- СП 155.13130.2014 "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности".

- СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности".

- Приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382 (ред. от 02.12.2015) "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.08.2009 № 14486).

- Приказ МЧС РФ от 10.07.2009 № 404 (ред. от 14.12.2010) "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.08.2009 № 14541).

 Осуществляется ли в настоящее время снижение нагрузки со стороны контролирующих органов МЧС России на субъекты предпринимательства?

Статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016 – 2018 годах предусмотрены "надзорные каникулы", в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок. При этом, если юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 приказа МЧС России от 12.09.2016 № 492 "О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства" проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства допускается при наличии в материалах проверки сведений об угрозе жизни и здоровью людям.

Под угрозой жизни и здоровью людям следует понимать выявленные при проверке нарушения требований пожарной безопасности, связанные с обеспечением возможности своевременного обнаружения пожара, оповещения о нем всех людей, находящихся на объекте защиты, их эвакуации до достижения критических значений опасных факторов пожара, а также неготовности персонала обеспечить своевременную эвакуацию людей из здания.

Где можно узнать о планируемых к проведению плановых проверках?

Ежегодный план плановых проверок размещается на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того указанные планы размещаются на официальных сайтах Генеральной прокуратуры и Главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, а также размещается на информационных стендах в помещениях органов ГПН, непосредственно участвующих в исполнении государственной функции.

На основании чего производится планирование проверок?

Планирование проверок осуществляется на основании отнесения объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к определенной категории риска, в том числе с учетом:

1) сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, противопожарного состояния населенных пунктов;

2) решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору;

3) информации о результатах ранее проведенных проверок и назначенных административных наказаниях за нарушение требований пожарной безопасности;

4) социально-экономических, природно-климатических, географических условий субъектов Российской Федерации;

5) сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной организацией с соблюдением правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 304 (далее - Правила оценки), с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее - НОР);

6) сведений из реестра уведомлений о начале деятельности;

7) официальных документов, полученных по результатам письменных запросов органов ГПН в уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия о:

  1. членстве в саморегулируемой организации;

  2. отнесении к субъекту малого или среднего предпринимательства, в том числе сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

  3. вводе объектов в эксплуатацию, реконструкции и (или) капитального ремонта или изменении его класса функциональной пожарной безопасности, с указанием площади, этажности и адресов их месторасположения;

  4. государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

  5. выписке из Единого государственного реестра недвижимости;

  6. постановке на учет юридического лица в налоговом органе;

  7. иных лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом на законных основаниях.

 

Как организуется планирование проверок, когда на одном объекте осуществляют деятельность несколько хозяйствующих субъектов?

Планирование проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками (правообладателями) отдельных помещений, групп помещений, этажей, отсеков, частей зданий, зданий сооружений в пределах одного объекта защиты, осуществляется отдельно для каждого правообладателя. При этом период проведения проверки должен быть единым для всех правообладателей, осуществляющих деятельность на таком объекте защиты.

 

Зависит ли периодичность проверок от присвоенной объекту категории риска?

Планирование и проведение органами ГПН плановых проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории высокого риска - один раз в 3 года;

для категории значительного риска - один раз в 4 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет;

в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

 

Как узнать к какой категории риска относится Ваш объект защиты?

Органы ГПН ведут перечни объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), которым присвоены категории риска (далее - перечни объектов защиты и (или) территорий (земельных участков).

Отнесение объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к соответствующим категориям риска и включение их в перечни объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) осуществляется решениями уполномоченных должностных лиц органов ГПН. Критерии отнесения объектов защиты к соответствующим категориям риска, полномочия должностных лиц органов ГПН по отнесению и пересмотру (изменению) ранее принятых решений об отнесении объекта защиты к одной из категорий риска и порядок принятия решений устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации N 806.

В соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований объекты защиты относятся к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска относятся следующие объекты защиты:

объекты дошкольного и начального общего образования;

объекты основного общего и среднего (полного) общего образования;

объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей на время каникул;

объекты, на которых осуществляется предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказание стационарной медицинской помощи;

б) к категории значительного риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

объекты, включенные в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф1.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска), Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф4.1 (кроме объектов, относящихся к категории высокого риска) и Ф4.2;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1, в которых располагаются опасные производственные объекты I, II, и III классов опасности;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся складскими зданиями государственного материального резерва, зданиями книгохранилищ и архивов федерального значения, зданиями таможенных терминалов;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них более 200 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой 28 метров и более;

в) к категории среднего риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой 28 метров и более;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них от 50 до 200 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой от 15 до 28 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф5.1 и Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям А, Б и В;

наружные установки, относящиеся к категориям АН и БН по взрывопожарной и пожарной опасности;

садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками;

г) к категории умеренного риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.4, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них менее 50 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой до 15 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой до 28 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф2.3, Ф2.4 и Ф4.4;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска и плоскостных стоянок для автомобилей) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.3 и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

наружные установки категорий ВН, ГН и ДН по взрывопожарной и пожарной опасности;

садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (кроме объектов, относящихся к категории среднего риска);

д) к категории низкого риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.4;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся плоскостными стоянками для автомобилей;

временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки;

иные объекты защиты.

 

В каких случаях назначенная категория риска может быть понижена или повышена?

Снижение категории риска :

а) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска соответственно при соблюдении одного из следующих условий:

создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);

наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;

проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;

отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;

б) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории значительного риска, подлежат отнесению к категории среднего риска в случае отсутствия на объекте защиты пожаров за последние 5 лет;

Увеличение категории риска:

а) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска соответственно при наличии следующих условий:

проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;

наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;

наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.

 

При наличии критериев, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высоким категориям риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска.

 

Что является основанием для включения  проверки в ежегодный план?

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план, ежегодный план проверок физических лиц - правообладателей является истечение в году проведения проверки, установленного периода времени (для категории высокого риска - один раз в 3 года; для категории значительного риска - один раз в 4 года; для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет; для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет) с даты:

ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной опасности;

окончания проведения последней плановой проверки;

одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Как влияет наличие проведенной независимой оценки пожарного риска на планирование плановой проверки?

В случае поступления заключения НОР до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, проверяется соответствие указанного заключения требованиям Правил оценки. При выявлении несоответствия заключения НОР установленным Правилам оценки заключение НОР направляется на доработку с указанием конкретных недостатков. При повторном поступлении заключения НОР проверяется только устранение ранее указанных недостатков.

В случае принятия заключения НОР до утверждения ежегодного плана проверки в отношении таких объектов защиты планируются:

по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска;

по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации N 944.

На основании какого документа проводится проверка?

Проверка в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки органов власти, объекта защиты, территории (далее - распоряжение о проведении проверки) органа ГПН, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России № 141.

 

Каким способом проверяемое лицо уведомляется о проведении проверки?

О проведении плановой проверки уполномоченные должностные лица объекта защиты или гражданин, в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган ГПН, или иным доступным способом.

Какие документы должен предъявить инспектор при проведении проверки объекта?

Инспектор вручает под роспись уполномоченному лицу объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка одновременно с предъявлением служебного удостоверения заверенную печатью копию распоряжения о проведении проверки.

 

В течение какого срока инспектор может проводить проверку объекта?

В отношении объекта защиты, в случае, когда его единственным правообладателем является хозяйствующий субъект (организация и индивидуальный предприниматель), отнесенный в соответствии с условиями, установленными законодательством, к малому предприятию либо к микропредприятию, общий срок проведения плановых проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год, срок проведения проверки в часах и даты начала и окончания проведения проверки указываются в распоряжении о проведении проверки.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения плановой проверки может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Каковы обязанности лиц, в отношении которых проводится проверка?

При проведении проверки проверяемые лица обязаны:

- обеспечить присутствие руководителей или уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности, обеспечивать доступ должностным лицам органов ГПН при осуществлении ими проверок на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий, производственные, хозяйственные и иные помещения и строения;

- предоставлять при проведении проверок по требованию должностных лиц органов ГПН сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, в том числе о пожарной опасности производимой или реализуемой продукции, а также необходимые пояснения в письменной форме относительно выявленных несоответствиях и (или) противоречий в направленных документах.

 

Что проверяется при плановой проверке?

При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:

1) выполнение условий соответствия объекта защиты и (или) территории (земельного участка) требованиям пожарной безопасности;

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

11) выполнение обязательных для применения и исполнения требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

 

Что проверяется, если на объект проведен расчет пожарного риска?

В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется:

соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования;

соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными постановлением Правительства РФ № 272.

В случае выявления в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом № 123-ФЗ.

При несоответствии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты лицом, проводящим (проверку, выносится в письменном виде мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков,.

При устранении в период проведения плановой проверки причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям и (или) выполнение мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности проверяется только устранение ранее указанных в письменном мотивированном решении недостатков.

В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям и (или) выполненные мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, осуществляется проверка в соответствии с подпунктами 2 -11 предыдущего пункта Памятки.

 

В каких случаях проводятся внеплановые проверки?

Кроме плановых мероприятий по контролю могут проводиться и внеплановые.

Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является:

1) истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия;

2) наличие решения органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган ГПН:

сведений от организаций, граждан уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти (должностных лиц органов ГПН, в том числе результатов анализа проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами), из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты и (или) территории (земельных участков), о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты и (или) территории (земельного участка), о несоответствии объектов защиты и (или) территории (земельных участков), пожарно-технической продукции требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) наличие акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

Что проверяется при внеплановой проверке?

При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности:

исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или по устранению несоответствия;

информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки;

на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности в случае установления особого противопожарного режима на соответствующей территории;

во исполнение поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Как влияет наличие расчета пожарного риска на результаты внеплановой проверки?

В случае проведения расчета по оценке пожарного риска, подтверждающего выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в ходе внеплановой проверки указанный расчет подлежит проверке.

Противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении нарушений, влияющее на расчетные величины пожарного риска, считается исполненным при выполнении одного из следующих условий:

1) исполнение в полном объеме данного мероприятия;

2) исполнение комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при котором расчетом по оценке пожарного риска подтверждается выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ;

3) наличие расчета по оценке пожарного риска в случаях, установленных Техническим регламентом, с результатом, не превышающим допустимые значения, установленные указанным федеральным законом для объектов защиты, которые запроектированы и построены, а равно на которых были произведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, после вступления в силу Технического регламента.

В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, внеплановая проверка продолжается в полном объеме.

При непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты лицом, проводящим проверку, выносится в письменном виде мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков.

При устранении в период проведения внеплановой проверки причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска и (или) выполнение мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проверяется только устранение ранее указанных в письменном мотивированном решении недостатков.

 

Каков порядок действий при несогласии с актом проверки, предписания об устранении нарушений в целом или с отдельными их положениями?

В случае поступления в орган ГПН, издавший распоряжение о проведении проверки, направленного в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки лицом, в отношении которого проводилась проверка, возражения в письменной форме от указанного лица в отношении акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя в целом или его отдельных положений, а также документов, подтверждающих обоснованность таких возражений, или их заверенных копий, и (или) выданного предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия, орган ГПН рассматривает указанные возражения.

 

Последствия проверки?

В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, проводившее  проверку, обязано:

1) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, а также руководителей и иных работников указанных хозяйствующих субъектов, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций

 

Какие документы оформляются инспектором по результатам проверки объекта?

По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора, осуществляющим проверку, составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах.

Один экземпляр акта с копиями приложений непосредственно по окончанию проверки вручается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину (или их представителям) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности (в соответствии со ст.17 ФЗ-294), должностные лица, проводившие проверку, обязаны:

1) выдать нарушителю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений (выданного предписания).

 

С  учетом чего инспектор назначает сроки устранения нарушений?

Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

Какой номер телефона доверия пожарной охраны?

            В целях оперативного реагирования на обращения граждан, в том числе и предпринимателей в Главном управлении круглосуточно организована работа единого "Телефона доверия" по номеру 64-21-77. По всем поступившим сообщениям проводятся проверки.

 

Может ли анонимное обращение являться основанием для проведения внеплановой проверки?

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган ГПН, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах нарушений требований пожарной безопасности, или если такие нарушения не создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, не влекут угрозу возникновения пожара либо не влекут причинение такого вреда, возникновение пожара, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа ГПН при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Как проводится проверка поступившей информации?

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение требований пожарной безопасности, достаточных данных о нарушении обязательных требований, уполномоченными должностными лицами органа ГПН может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов органа власти, организации, гражданина, имеющихся в распоряжении органа ГПН, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов ГПН. В рамках предварительной проверки могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение требований, получении достаточных данных о нарушении требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН подготавливает заявление в орган прокуратуры о назначении внеплановой проверки.

Предварительная проверка, внеплановая проверка в отношении объекта защиты и (или) территории (земельного участка) прекращается, если после начала соответствующей проверки:

выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации;

установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении;

установлено, что на объекте защиты (земельном участке) осуществляется строительство, реконструкция объекта (объектов) капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

 

Последствия за направление заведомо ложных сведений?

МЧС России вправе обратиться в суд с иском о взыскании с заявителя расходов, понесенных органом ГПН в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

 

Каков исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается?

В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заинтересованному лицу, если его фамилия, имя, отчество (при наличии) и почтовый адрес поддаются прочтению. При получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц органа ГПН, а также членов их семей, орган ГПН вправе оставить жалобу без рассмотрения по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заинтересованному лицу, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в жалобе заинтересованного лица содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник (заместитель начальника) органа ГПН или уполномоченное должностное лицо органа ГПН вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заинтересованным лицом по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган ГПН. О данном решении уведомляется заинтересованное лицо, направившее жалобу.

Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заинтересованному лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если в жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Какой порядок консультирования в подразделениях государственного пожарного  надзора?

В каждом подразделении установлен день и час для обращений, которые можно узнать непосредственно в подразделениях. Консультации предоставляются бесплатно.

 

На каком интернет сайте можно узнать информацию о должностных лицах надзорных органов, порядке оказания государственных услуг, исполнения государственных функций?

Интернет-сайт Главного управления МЧС России по Кировской области – www.43.mchs.gov.ru

 

         Как в МЧС России осуществляется профилактика нарушений требований пожарной безопасности?

В целях профилактики нарушений обязательных требований:

обеспечивается размещение на официальном сайте МЧС России перечней нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов и нормативных документов;

осуществляется информирование по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;

подготавливаются и распространяются при изменении требований пожарной безопасности комментарии о содержании новых нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности, устанавливающих обязательные требования, о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

обеспечивается ежегодное обобщение практики осуществления ГПН и профилактики нарушений с размещением на официальном сайте МЧС России, официальных сайтах главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься органами власти, организациями и гражданами в целях недопущения таких нарушений;

выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

 

В каком случае выносится ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ?

При наличии у органа ГПН сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что такие нарушения причинили вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, повлекли возникновение пожара, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо создали непосредственную угрозу указанных последствий, и если орган власти, организация и гражданин ранее не привлекались к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, орган ГПН объявляют такому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают ему принять меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, с уведомлением об этом в установленном в таком предостережении срок, органа ГПН.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований содержит указания на соответствующие требования пожарной безопасности, нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы по пожарной безопасности, их предусматривающие, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) органа власти, организации и гражданина могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Кто может проводить независимую оценку пожарного риска?

Независимая оценка пожарного риска проводится аккредитованной в установленном порядке экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 № 304 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска".

Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты:

а) на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;

б) который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

Как определяются расчетные величины пожарного риска?

Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утвержденным приказами МЧС России:

1.       Приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности" (в ред. Приказа МЧС России от 02.12.2015 № 632).

2.       Приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах".

 

Планируется ли законодательно установить механизм контроля за деятельностью организаций и специалистов, выполняющих независимую оценку пожарного риска?

 

Федеральным законом от 28.05.2017 № 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" вступившим в силу с 09 июня 2017 года, предусмотрено введение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) - оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверки соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимых не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска.

При этом, введена административная ответственность за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Кем подается декларация пожарной безопасности, сроки ее предоставления, форма и порядок регистрации?

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22.07.2009 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности, и несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (здания с количеством этажей более чем два, общая площадь которых составляет более чем 1500 квадратных метров, а также многоквартирные и жилые дома с количеством этажей более чем три), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (больницы, детские дошкольные, спальные корпуса интернатов, инвалидов и престарелых и т.п.).

Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (после 01.05.2009), декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию.

Форма декларации пожарной безопасности, порядок ее регистрации утверждены Приказом МЧС России от 24.02. 2009 № 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности" (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.03.2009 № 13577).

В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

В каких случаях на объект защиты следует разрабатывать специальные технические условия?

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия (СТУ), отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности.

Для рассмотрения специальных технических условий в Главном управлении создан нормативно-технический совет.

 

Какие организационно-распорядительные документы по пожарной безопасности должны быть на предприятии?

В соответствии с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 № 390 (далее – ППР) на каждом объекте должна быть разработана инструкция о мерах пожарной безопасности. На объекте должен быть заведен журнал инструктажей по пожарной безопасности.

Руководитель организации:

- распорядительным документом (приказ либо распоряжение) назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте. Данное лицо должно пройти обучение и иметь удостоверение о прохождении программы пожарно-технического минимума, после чего оно допускается к инструктажу остальных сотрудников организации, согласно инструкции о мерах пожарной безопасности, с заполнением журнала противопожарных инструктажей.

- обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки, а так же выполнение ремонтных работ, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

- обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку, обеспечивает объект огнетушителями по нормам. Необходимая документация на первичные средства пожаротушения указана в ППР.

-организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний.

- обеспечивает устранение повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями строительных конструкций, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

- определяет порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год.

- обеспечивает на объекте с ночным пребыванием людей наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации должна быть разработана инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.

 

Я являюсь руководителем объекта, назначил ответственных за обеспечение пожарной безопасности. Необходимо ли мне проходить обучение по вопросам ПБ?

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 №645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций":

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму (далее ПТМ).

Обучение ПТМ руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.

Обучение ПТМ организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Обучение ПТМ, с отрывом от производства проходят:

руководители и специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;

работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;

руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;

руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;

работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;

водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;

иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах ФПС МЧС России, учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях ГПС МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Непосредственно в организации ПТМ обучаются:

руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;

работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;

педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;

работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;

граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;

работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.

Какие требования пожарной безопасности предъявляются к производителям продукции?

В рамках проверок производителей (поставщиков) или продавцов продукции осуществляется контроль за соответствием продукции требованиям пожарной безопасности, установленных техническими регламентами. На продукцию должна быть разработана техническая документация, которая должна содержать сведения о показателях пожарной опасности выпускаемых веществ, материалов и изделий и меры пожарной безопасности при обращении с ними. Пожарно-техническая продукция и продукция общего назначения, к которым установлены обязательные требования пожарной безопасности подлежат обязательному подтверждению соответствия. В случае выявления нарушений виновное лицо подвергается административному наказанию, а  информация о  нарушении в течении 3 рабочих дней направляется в Роспотребнадзор для последующего включения в общедоступный государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

 

В каких случаях инспектор ГПН имеет право выдать заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности?

В настоящее время заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности требуется только при лицензировании образовательной деятельности и для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции).

Какие меры административного наказания предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности?

Согласно ст.ст. 2.4., 2.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) и ст.38 Федерального закона "О пожарной безопасности" административную ответственность за правонарушения в области пожарной безопасности несут граждане, должностные лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а также юридические лица.

За нарушения требований пожарной безопасности могут назначаться следующие виды наказания:

- предупреждение;

- административный штраф (на граждан 2-5 тыс.рублей; на должностных лиц 6-50 тыс.рублей; на индивидуальных предпринимателей 20-50 тыс.рублей; на юридические лица 150-500 тыс.рублей, а за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека - в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей);

- административное приостановление деятельности до 90 суток (на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц);

- дисквалификация (должностные лица и индивидуальные предприниматели в случае повторного невыполнения предписания).

В каких случаях грозит административное приостановление деятельности?

С 9 июня 2017 года административная ответственность в виде административного приостановления деятельности до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц наступает за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

В целом, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП РФ, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Каков установлен срок и порядок для уплаты штрафа?

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (по истечению 10-ти дневного срока обжалования постановления).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления в законную силу.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока добровольной уплаты соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25. КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

При наличии обстоятельств, вследствие которых уплата административного штрафа невозможна в установленные сроки и с учетом материального положения правонарушителя, по его ходатайству должностное лицо, вынесшие постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца или рассрочить на срок до трех месяцев.

 

Каков порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его законным представителем, защитником, представителем и потерпевшим в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу государственного пожарного надзора, либо  в районный суд по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Жалоба подлежит рассмотрению в 10-ти дневный срок. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

- об изменении постановления, если это не усиливает административное наказание;

- об отмене постановления и прекращения производства по делу;

- об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение (в случае существенного нарушения процессуальных требований);

- об отмене постановления и направлении дела по подведомственности.

Решение по жалобе в 3-х дневный срок вручается (высылается) лицу, в отношении которого вынесено постановление.

Постановление по делу и (или) решение по жалобе, вынесенное вышестоящим должностным лицом, может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения дела, а затем в вышестоящий суд.

 

В каком случае наступает уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

Согласно ст. 219 УК РФ уголовную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет лицо, на котором лежит обязанность по их соблюдению: руководитель предприятия и должностные лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Уголовно наказуемо лишь деяние, имеющее последствием пожар, повлекший причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Деяние может быть совершено как активным действием (например: проведение огневых работ с нарушениями правил пожарной безопасности), так и бездействием (невыполнение противопожарным мероприятий).

В зависимости от тяжести последствий предусмотрена уголовная ответственность от штрафа до лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

Должен ли сигнал от автоматической пожарной сигнализации дублироваться в подразделения пожарной охраны, если да, то для каких категорий объектов это обязательно?

В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" сигнал о пожаре с объектов групп Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса интернатов и детских учреждений),  Ф1.2 (гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха, кемпингов, мотелей и пансионатов), Ф4.1 (здания школ, образовательных учреждений дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования), Ф4.2 (здания учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, повышения квалификации специалистов) должны в обязательном порядке дублироваться на пульт  подразделения пожарной охраны.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Технического регламента исполнение требований части 7 статьи 83 обязательно для всех объектов защиты, независимо от даты проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию.

Участвуют ли сотрудники надзорной деятельности в рассмотрении проектной документации приемке завершенных строительством объектов?

Участие сотрудников государственного пожарного надзора в указанной деятельности не предусмотрено.

Порядок обжалования действий сотрудников надзорной деятельности?

Жалоба заинтересованного лица в орган ГПН о его несогласии с решением и (или) действием (бездействием) должностного лица органа ГПН, принятым или осуществленным по результатам проверки должна быть изложена в письменной или электронной форме с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации,

Жалоба заинтересованного лица может быть направлена:

руководителю органа ГПН;

руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие (бездействие) любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.

Заинтересованное лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органа ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе:

наименование государственного органа, в который направляется жалоба;

фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;

свои фамилию, имя, отчество (при наличии), либо уполномоченного представителя;

сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

наименование органа ГПН, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица органа ГПН, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

доводы, на основании которых заинтересованное лицо несогласно с решением и действием (бездействием) органа ГПН, должностного лица органа ГПН;

ставит личную подпись и указывает дату.

По результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу:

признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;

признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений, восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица.

Результатом рассмотрения жалобы может быть полное, частичное удовлетворение заявленных претензий либо отказ в их удовлетворении с обоснованием причин.

Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ какие вопросы инспектор не вправе проверять при осуществлении мероприятия по контролю?

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которых действуют эти должностные лица;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или их уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции для проведения их исследований, без оформления протоколов об отборе указанных образцов и в количестве, превышающем нормы;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

 

Также, ответы на вопросы, поступившие в ходе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики можно посмотреть на сайте Главного управления МЧС России по Кировской области по ссылке: http://43.mchs.gov.ru/folder/5623053.

 





Возврат к списку

 
Дизайн и программирование МЕДИА-сервис
© 1997-2018 Вятская торгово-промышленная палата