• Написать письмо
  • Карта сайта
  • Домой
Журнал Меркурий
Учебно-деловой центр
ВЦ "ВЯТКА-ЭКСПО"
Деловой центр
Культурное наследие Вятки;
Оценка имущества;
Правительство
ТПП РФ
Центр международной торговли
ЦВК ЭКСПОЦЕНТР

Промышленный туризм: спрос рождает предложение

Промышленный туризм: спрос рождает предложение

В Ярославской области прошло выездное расширенное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма на тему «Проблемы и перспективы развития промышленного туризма в российских регионах. Координация взаимодействия промышленных предприятий, туристических организаций и образовательных учреждений».

Мероприятие было организовано совместно с ТПП Ярославской области и ее профильным комитетом, а также департаментом туризма Ярославской области и Администрацией Тутаевского муниципального района.

В заседании приняли участие представители туриндустрии из Ярославля, Тутаева, Рыбинска, Переславля, Мышкина, Гаврилов-Яма, Вологды и Череповца.

Вице-президент ЯрТПП Наталья Рогоцкая выразила благодарность Торгово-промышленной палате России. «Это уже второе наше совместное мероприятие с Комитетом ТПП РФ по туризму, первое прошло в 2016 году, – сказала она. – Сегодня мы обсуждаем актуальные вопросы и задачи развития промышленного туризма. Заявленные для обсуждения темы очень непростые, и, пожалуй, именно таким образом, на пересечении и туризма, и промышленности, и народно-художественных промыслов, и образования рождается ценное зерно, из которого «вырастут» интересные и достойные проекты, которые принесут много смыслов и пользы как Ярославской области, так и стране в целом. Благодарю за гостеприимство администрацию Тутаевского муниципального района, департамент туризма Ярославской области, с которым у нас выстроено эффективное взаимодействие. В прошлом году мы совместно реализовали уникальный проект «Школа туризма и гостеприимства». Проект, который имеет системный эффект для туристической отрасли, который рождает лидеров и задает векторы развития этой сферы. В продолжении работы, думаю, появятся интересные проекты и в сфере промышленного туризма, и в коллаборации с другими видами туризма».

Вел заседание председатель комитета ТПП РФ, вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Он отметил, что промышленный туризм обладает огромным потенциалом для социально-экономического развития регионов, но сегодня не используется в полном объеме. По разным оценкам, промышленный туризм составляет от 1 до 3% от общего объема туристического рынка.

«Формирование благоприятных условия для развития предпринимательства в сфере туристской, рекреационной и гостиничной деятельности в нашей стране ТПП РФ рассматривает как одно из приоритетных направлений в своей работе и активно поддерживает курс на повышение роли туриндустрии в структуре российской экономики, – отметил директор департамента конгрессно-выставочной и ярмарочной деятельности ТПП РФ Сергей Селиванов. – Сегодня набирает темпы процесс развития промышленного туризма, он может повысить интерес к путешествиям по всей стране, внося вклад в привлечение инвесторов и бизнес-партнеров в различные отрасли, послужить развитию профориентации и привлечению молодежи на предприятия. Для малых городов и моногородов использование туристического потенциала промышленного туризма является важной задачей для диверсификации экономики, создания условий для развития».

Сергей Селиванов привел пример Комсомольска-на-Амуре, где единственным градообразующим предприятием в городе является авиационный завод – филиал ПАО «Компания «Сухой» по производству самолетов как военного, так и гражданского назначения. Несколько лет назад для привлечения туристов в город открыли ту гражданскую часть завода, где собираются лайнеры Sukhoi Superjet-100. Это вызвало невероятный интерес сначала у жителей города, потом и туристов из других регионов. Власти города отметили, что поток туристов существенно вырос.

«Сегодня промышленный туризм недооценен и для того, чтобы он стал основой или импульсом для развития территории нужно его рассматривать во взаимодействии с другими видами туризма, – отметил Юрий Барзыкин. – Должна быть заинтересованность местного сообщества, органов власти, бизнеса, образовательных учреждений, жителей региона. Необходимо эти усилия и потенциалы складывать. Есть, конечно, серьезные проблемы, к примеру, обеспечение безопасности на объектах. Но с другой стороны, уже абсолютно доказано, что на самих предприятиях повышается производительность труда, заинтересованность сотрудников и авторитет, когда они видят, что их деятельность вызывает интерес, это создает дополнительную мотивацию.

Мы видим, что люди ищут разнообразия, новых впечатлений и знаний. И в России есть что посмотреть с точки зрения развития производства, и технологий. В Ярославле еще в 1916 году начинали строится автомобильные заводы, и историческая составляющая дает нам возможность правильно оценить где мы находимся сегодня.

Конечно, моторы или дизельгенераторы туристы покупать не будут, как, к примеру, изделия ростовской финифти, но заводам нужны кадры и с точки зрения профориентации, посещение промышленных предприятий – необходимое направление. Я считаю, что промышленный туризм – это составная часть промышленной политики. Он решает целый комплекс задач, в том числе и воспитательную».

Промышленный туризм является частью стратегии развития туризма в Ярославской области. «Второй год мы детально занимаемся развитием городского туризма и вместе с муниципалитетами, предпринимателями региона формируем продукты, отвечающие современному запросу туристов для путешествия по городам области, – рассказала директор департамента туризма Ярославской области Юлия Рыбакова. – В Ярославской области при потенциале свыше 300 предприятий в промышленном туризме работает лишь около 30, которые открывают свои двери и видят туризм частью либо социальной, либо маркетинговой стратегии».

Наиболее активными являются ООО «Пивоваренная компания «Балтика» – филиал «Балтика - Ярославль», «Ярмолпрод» – на рынке школьных экскурсий, в Рыбинске – пивоваренный завод «Богемия», птицефабрика «Ярославский бройлер», в Тутаеве колокольный завод «Италмас» Николая Шувалова, в Ростове – фабрика «Ростовская финифть», в Переславле – ферма-сыроварня Марии Коваль и другие.

Ярославская область богата объектами промышленного туризма. Но есть ограничения, которые мешают активному развитию этого вида туризма.

«У многих предприятий нет понимания, зачем открывать двери и пускать туристов на свою территорию, – отметила Юлия Рыбакова. – Любой показ связан с безопасностью, а это вопрос дополнительных инвестиций, следовательно, и вопрос окупаемости. Если речь идет о социальном туризме, то окупаемость очень низкая. Позволить это себе могут только высокомаржинальные предприятия, имеющие ресурсы для своего развития. Я считаю, что для промышленного туризма это ключевое ограничение, с которым нам надо работать не один год, может быть принимать программу на уровне государства о развитии промышленного туризма».

«В марте мы побывали на туристической выставке «Интурмаркет», и снова убедились в том интерес к промышленному туризму набирает обороты, причем не только со стороны школьных и организованных туристических групп, но и среди индивидуалов, – рассказала Юлия Рыбакова. – Очень распространены туры с посещением инженерных и промышленных объектов. Это растущий рынок, у него большое будущее, и не только в сегменте социального туризма, но и коммерческого».

Сегодня разрабатываются новые маршруты, к примеру, в Рыбинске. Они включают в себя ключевые промышленные предприятия – ОДК «Сатурн», АО «Русская механика», ССЗ «Вымпел», Рыбинскую ГЭС.

Обсуждается вопрос создания в Рыбинске музея промышленности Ярославской области, сообщила Юлия Рыбакова.

Подробно тема промышленного туризма будет рассматриваться на международном туристическом форуме Visit Russia, который состоится в Ярославле в октябре.

«Туризм для Тутаева может стать точкой роста и развития города, экономики, пополнения бюджета, точкой занятости наших граждан. Мы заинтересованы, чтобы показывать наши возможности на всех уровнях, я никогда не устаю это делать, – сообщил глава Тутаевского муниципального района Дмитрий Юнусов в приветственном слове.

В своем выступлении он рассказал о развитии туризма в Тутаеве. Здесь разработаны 6 пешеходных, 5 автобусных, 5 водных туристических маршрутов и 2 веломаршрута. Причем веломаршрут «Колесим по городу» в 2018 году стал одним из лучших маршрутов России. С точки зрения развития промышленного туризма проходят экскурсии в музее Тутаевского моторного завода (1968), на колоколитейном заводе «Италмас» Николая Шувалова, заводе «Романовский продукт», перспективными являются Тутаевская льняная мануфактура «Тульма» (1854) и овчинно-меховая фабрика в п. Микляиха (1898).

Исполнительный директор Консультационно-аналитического центра «Локус консалтинг групп» Ирина Иванова презентовала создание туристских услуг на основе народных художественных промыслов и ремесленных производств. Только 7 из 41 предприятия в сфере народно-художественных промыслов в области сегодня предлагают услуги по обслуживанию туристов.

Заместитель директора муниципального учреждения ЦНТ г. Гаврилов-Яма Ярославской области Алла Денисова сообщила о взаимодействии промышленных предприятий, туристических организаций и образовательных учреждений на примере ПО «Сады Аурики». В Гаврилов-Яме проводят экскурсии по производству в АО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат», ООО «Гаврилов-Ямский лен», ремесленной мастерской «Домострой» на территории технопарка «Локалов».

О роли профориентации рассказали руководитель группы подготовки кадров компании «Р-Фарм» в Ярославле Екатерина Репкина и генеральный директор ООО «ЕврАзЦемент», член регионального штаба ОНФ, координатор проекта Общероссийского народного фронта «Профстажировки» в Ярославской области Сергей Павлов.

В ходе мероприятия прозвучали интересные предложения по развитию промышленного туризма, состоялся полезный обмен опытом и идеями.

Надеемся встреча будет способствовать выработке системных подходов к формированию и продвижению регионального и межрегионального турпродукта. Комитетом ТПП РФ запланировано продолжить работу по подготовке методических рекомендаций для развития промышленного туризма и формирования перечня турпродуктов для промышленных предприятий и туроператоров.

В Тутаеве делегация из Москвы посетила Воскресенский собор, а чтобы поближе познакомиться с городом небольшую путевую экскурсию провела Нина Петровна, методист Туристского информационного центра Тутаева.

На следующий день московские гости знакомились с Ярославлем, посетили Митрополичьи Палаты, Ярославский художественный музей, гончарную мастерскую Алексея Золотова, Международный творческий центр «Эмалис», мастерскую керамики Жанны Галаниной. 

Источник: ТПП Ярославской области




Возврат к списку

 
Дизайн и программирование МЕДИА-сервис
© 1997-2019 Вятская торгово-промышленная палата